В настоящее время абсолютное большинство россиян сталкивается с назойливыми атаками спамеров, проникающими в их повседневную жизнь через различные каналы коммуникации.
Эти атаки выражаются не только в назойливых звонках по телефону, но и в сообщениях, в которых навязываются различные товары и услуги. Особенно острым становится вопрос, когда абоненты оказываются вынуждены оплачивать за такие нежелательные оповещения.
Как противостоять телефонным спамерам
По данным издания TelecomDaily, проблема спам-звонков и нежелательных сообщений стала широко распространенной среди россиян. Согласно опубликованным данным, 94% жителей России регулярно сталкиваются с назойливыми спам-звонками и сообщениями, что вызывает серьезное беспокойство среди абонентов. В частности, 77% опрошенных жаловались на постоянные звонки от телефонных мошенников.
Кроме того, около 60% респондентов признались, что получают нежелательные СМС-сообщения, что также является проблемой, требующей решения. По информации экспертов, спамеры приобретают часть номеров на черном рынке, а также используют различные технологии для генерации случайных номеров абонентов.
Каждый год в России утекает огромное количество персональных данных — примерно 650 миллионов записей, что означает, что информация о каждом гражданине может быть скомпрометирована несколько раз. Спамеры также активно пользуются парсингом данных из открытых источников, таких как социальные сети и сайты объявлений.
Одной из распространенных практик является неосознанное оформление подписок на уведомления со стороны абонентов. Люди могут случайно подписываться на услуги, не осознавая этого, например, щелкнув на рекламный баннер. В результате с их счетов начинают списываться деньги ежемесячно, что также усугубляет проблему спама и мошенничества в сфере телефонных коммуникаций.
Эксперты рассказали
На основании статьи 18 Федерального закона «О рекламе», спам-звонки на юридическом языке рассматриваются как форма рекламы, которая распространяется через сети электросвязи. Для осуществления рекламы по телефону и через SMS необходимо получить предварительное согласие абонента. До апреля 2024 года наказания за спам-звонки были минимальными, однако с тех пор штрафы значительно увеличились. Физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 20 тысяч рублей, должностные лица – от 20 до 100 тысяч рублей, а юридические лица – от 300 тысяч до миллиона рублей.
По данным Роскомнадзора, за последний год количество телефонного спама уменьшилось, что связано с применением защитной системы «Антифрод». Ежедневно через эту систему проходит более 250 миллионов телефонных звонков, из которых около 2,5 миллионов исходят с подменных номеров, но система их блокирует.
Операторы сотовой связи также принимают меры по борьбе со спамерами. Например, компания Билайн разработала антифрод-платформу, которая не позволяет аферистам дозвониться до абонентов с использованием скомпрометированных и подменных номеров. Эта разработка бесплатно доступна для абонентов и применяется в большинстве продуктов оператора, связанных с защитой от мошенничества и спама.
Абонентам также доступен сервис «Виртуальный помощник», который позволяет блокировать спам-звонки, а цифровой ассистент может взаимодействовать с звонившими. Записи разговоров доступны в мобильном приложении оператора или в Telegram-боте. За первые пять месяцев 2024 года сервис предупредил клиентов о спам-звонках 413 миллионов раз и заблокировал 39 миллионов спам-звонков.
Несколько эффективных рекомендаций
Для защиты от профессиональных «звонарей» существует несколько эффективных рекомендаций. Во-первых, не рекомендуется оставлять свой номер телефона при участии в программах лояльности магазинов или при получении предложений зарегистрироваться на непроверенных сайтах. Также полезно подключить услугу «Антиспам» от мобильного оператора.
Для борьбы с нежелательными звонками можно вносить нежелательные номера в черный список смартфона или помечать их как спам. Важно не брать трубку, если звонят с неизвестного номера, а при общении с незнакомцем отвечать «алло» вместо «да» и избегать называть свое имя и отчество.
Если предложение от звонившего вас заинтересовало, рекомендуется положить трубку и зайти на официальный сайт компании или перезвонить по ее официальному номеру. Также полезно оставлять жалобы на нежелательные звонки или СМС на сайте мобильного оператора. Не стоит вступать в диалог, если услышали роботизированный голос в трубке. Внимательное соблюдение данных рекомендаций поможет минимизировать риск стать жертвой назойливых звонков и мошенничества.
Подробнее: https://www.1rre.ru/2637510-kak-razoblachit-telefonnyh-spamerov-eksperty-raskryvayut-sekrety.html