Академические успехи школьников и студентов зависят от многих факторов. Желание получать знания важно, но ему часто препятствуют обстоятельства, не зависящие от ученика. Например, его фамилия.
Исследователи из Мичиганского университета (США) выяснили, что, помимо прочего, на оценки студентов влияет порядок, в котором преподаватели проверяют работу учебной группы.
Обычно они проверяют их в алфавитном порядке.
Авторы исследования изучили более 31 млн записи оценок, выставленных преподавателями того же Мичиганского университета своим студентам в 2014–2022 годах.
Выборку составили более 850 тысяч работ 140 тысяч учащихся, которые проверили 21 тысяч преподавателей.
Исследование показало, что учащиеся, чьи фамилии начинались с первых четырех букв алфавита, набирали больше баллов, когда работы проверялись в алфавитном порядке, а не в случайном порядке.
Разница оказалась не очень существенной – всего 0,3 балла по 100-балльной шкале.
Однако следует учитывать, что студенты, чьи фамилии начинаются на последние буквы алфавита, аналогично набрали на 0,3 балла меньше при проверке работ в алфавитном порядке.
А это уже дает отрыв в 0,6 балла, не связанный напрямую с качеством самой работы.
Исследователи отмечают, что этот эффект может накапливаться на протяжении всего учебного курса, что в дальнейшем влияет на перспективы трудоустройства студентов.
По мнению авторов, такая «дискриминация» по фамилии является следствием усталости учителей при проверке работ.
Чтобы избежать подобных искажений оценок учащихся, исследователи рекомендуют ввести такую систему проверки работ, где порядок всегда будет случайным, а не алфавитным.